илья богдеско

“Дон Кихот” Сервантес
гравюры и рисунки

Ilya Bogdesko
“Don Quixote” Cervantes
engravings & drawings

Илья Богдеско гравюры рисунки Дон Кихот Сервантес Ilya Bogdesko Don Quixote Cervantes engravings drawings
Богдеско Илья Трофимович

(1923 - 2010)
народный художник СССР,
действительный член Академии художеств

 

ДОН КИХОТ Сервантес
гравюры и рисунки

 

 

Я познакомился с Ильёй Трофимовичем ещё в 2003, став обладателем нескольких гравюр к Дон Кихоту и ряда подготовительных эскизов к ним. Уже позднее после смерти художника приобрел большой корпус рисунков и гравюр – некоторые из них, так называемыми «парами» эстамп + эскиз представлены здесь. Ниже публикуются отрывки из автобиографичной книги И.Т. Богдеско «Круг за кругом». АК

Илья Богдеско гравюры рисунки Дон Кихот Сервантес Ilya Bogdesko Don Quixote Cervantes engravings drawings
КРУГ ЗА КРУГОМ.
Дон Кихот (отрывки)
Илья Богдеско

 

Я мечтал об иллюстрировании этой книги долгие годы. Однако нужно было должным образом созреть для этого, поднабравшись опыта и мастерства. В какой-то мере мне это удалось после многолетней работы над произведениями некоторых выдающихся писателей-классиков мировой литературы. Ведь образ Рыцаря Печального Образа, созданный гением Сервантеса, слишком емок и значителен, ибо славит общечеловеческие ценности. И я, приступая к иллюстрированию сервантесовского романа, был глубоко убежден в его актуальности.

Этот труд я начал в 1985 и завершил в 1998 году. Прошел длинный путь к финалу, изначально понимая, какую тяжкую ношу взвалил себе на плечи. Выполнено уже 39 гравюр, охватывающих оба тома «Дон Кихота». Казалось бы, можно считать работу законченной, но я возвращаюсь к этой книге вновь и вновь, и мог бы иллюстрировать ее бесконечно...

Я стремился к современному прочтению идей гениального Сервантеса, по-этому хотел насытить образы книжных персонажей жизненной правдой и добрыми чувствами, а главное - страстью борьбы, надеждой на то, что зло будет искоренено, если мы также собственно, как и Дон Кихот, будем преданы делу добра и справедливости. Поэтому, вопреки воле писателя, я не стал хоронить Дон Кихота.

Заключительная иллюстрация «Дон Кихот» вызывает иногда ассоциации с образом Иисуса Христа, тем более что я оставляю Рыцаря Печального Образа в живых. Но Дон Кихот ведь давно стал легендарным образом, поэтому мое своеволие вполне допустимо. Упорно преодолевая время и сопротивление традиционных представлений, он продолжает нести свой крест борца за справедливость, И если какие-то ассоциации с образом Иисуса Христа возникают при знакомстве с моими иллюстрациями к этой бессмертной книге, то это еще раз подтверждает, что у гуманизма глубочайшие корни и непоколебимые животворные традиции.

 


Дон Кихот:

рисунок & каллиграфия


техника [technique]:
размер, цена [size, price]:

тушь, перо, уголь, аппликация [ink, pen, charcoal, applique]
27,7 х 17,8 cm,
400 EUR

тушь, перо, кисть, аппликация [ink, pen, brush, applique]
27,7 х 17,8 cm, ПРОДАНО

 

 

Илья Богдеско:
Прежде всего, хотелось проникнуть в философский смысл книги, передать ее гуманистический пафос и сатирический подтекст. Я мечтал показать образы глав¬ных героев и, в первую очередь, Дон Кихота, многогранно, динамично, в развитии, чтобы все мои композиции соединились в некое единое целое. В этом я видел осо¬бенности и смысл своего художественного исполнения: символическая интерпрета¬ция темы или ее монументальная обобщенность, светотеневое решение иллюстра¬ций - мощное противопоставление черного и белого, наполненность их светом, воз¬духом и, наконец, рисунок.

Для исполнения иллюстраций я решил выбрать технику резцовой гравюры на металле, которая, на мой взгляд, наиболее точно могла бы соответствовать колориту романа, но которая невероятно трудоемкая. Строгая, чистая, изящная линия резца требует также мастерского владения рисунком, его пластикой и ритмом. Линия ле¬жит в основе моего индивидуального стиля; именно линией я завершаю и укрепляю всякое свое изображение.

 


Возвращение

гравюра & эскиз


техника [technique]:
год, размер изображения (бумаги)
[year, print (paper) size]:

резцовая гравюра [engraving]
1988, 19,2х13,6 (34,5х23,7) cm

карандаш [pencil]
28.VI.87, 26,7x18,7 (27,9x20,0) cm

цена за пару [price for both]: 500 EUR
 

 

Илья Богдеско:
Материал книги преломляется через жизненный опыт художника. На костяк идей автора можно нанизать собственные впечатления от жизни. Стараясь представить, будто события, описанные в книге, произошли с тобой, на твоих глазах и, ставя себя на место того или иного героя, ты как бы обретаешь возможность, право рассказать о событиях, используя собственные жизненные наблюдения.
Художник читает книгу глубинно, как бы между строк. Отбирает основное, отбрасывая второстепенное. Выделяет главные идеи, видит книгу в целом. Строит некий мост между писателем и читателем. Без этого посредничества вряд ли можно сделать что-нибудь путное. Абстрагирование от текста должно идти постоянно, ради более широкого охвата жизни. Надо придти к читателю с новым, неожиданным для него взглядом на книгу, в новой, тоже неожиданной (поражающей его) художественной форме. Читатель должен сказать: «Именно так должно быть! Художник открыл мне глаза. Как это я сам не додумался!» Иллюстрирование - то же изобретение. То есть то, чего до тебя не было, не могло быть и не будет после. Малыми средствами надо делать большое. Не плестись в хвосте за автором, не путаться у него под ногами, а идти параллельно, то приближаясь к нему, то отдаляясь, чтобы видеть широкооглядно, оценивающе, сверяя впечатления от образов книги с окружением, в котором живешь.

 


Санчо покидает губернаторство
гравюра & эскиз


техника [technique]:
год, размер изображения (бумаги)
[year, print (paper) size]:

резцовая гравюра [engraving]
1988, 19,2х13,5 (34,6х23,6) cm

уголь [charcoal]
28.7x19,2 (32,6x25,0) cm

цена за пару [price for both]: 500 EUR

 


Илья Богдеско:
Для Дон Кихота окружающее - это некая абстракция. Он - вне своего времени. У него свой мир. Он сформировался под влиянием прочитанных книг - рыцарских романов. В моих иллюстрациях Дон Кихот почти везде появляется на отвлеченном фоне. Пространство заглушено, оно не связано с реальной средой, с ее заботами, радостями и горестями. Его действия в контраст этому выглядят если не нелепыми, то обостренно гротескными.
Во всех иллюстрациях Дон Кихот разный. В нем много огня, страсти, раскованной силы, безумной храбрости и убежденности в своей правоте; он как бы рассекает тьму, отодвигает ее от себя, оставляя позади свет («Битва с мельницами»). В нем беспомощность, инертность там, где его лишают возможности идти на бой, защищая униженных и оскорбленных («Связанный Дон Кихот», «Возвращение»).

 


Дон Кихот - рыцарь
гравюра, каллиграфия & эскиз


техника [technique]:
год, размер изображения (бумаги)
[year, print (paper) size]:

резцовая гравюра, каллиграфия [engraving, calligraphy]
1988, 19,0х13,5 (39,5х25,0) cm

уголь [charcoal]
22.5x15,6 cm

цена за пару [price for both]: 600 EUR

 


Илья Богдеско:
Дон Кихот остается с нами. Он - в нас самих. В его поступках иногда мы видим себя. Действительно, как часто с нами происходит нечто схожее с тем, что было с Рыцарем Печального Образа. В ответ на содеянное нами добро мы нередко встречаем равнодушие, эгоизм, несправедливость. Но мы и сами были бы черствыми, бездушными, если бы под влиянием этого перестали замечать прекрасное в жизни, радоваться ему, верить в добро, величие человека. Может быть, никакой другой литературный герой не живет в нас так живо, устойчиво, как Дон Кихот, ибо нескончаемая битва против творящихся в мире несправедливостей, с мещанской закоснелостью, предрассудками, суевериями продолжается. А чтобы добро восторжествовало, надо выиграть за него битву.

 


Вы свободны!
гравюра & эскиз


техника [technique]:
год, размер изображения (бумаги)
[year, print (paper) size]:

резцовая гравюра [engraving]
1987, 19,4х13,2 (36,3х24,0) cm

уголь [charcoal]
14.2x18,9 cm

цена за пару [price for both]: 350 EUR

 


Илья Богдеско:
«Дон Кихот» - если бы знал раньше, сколько эта книга дает художнику, который работает над такой космической темой, то я бы, наверное, посвятил ей гораздо больше лет. И хотя я считаю её уже законченной темой, но, с другой стороны, думаю, что буду её продолжать и сделаю ещё какое-то количество листов, тем более что иллюстративный ряд в книге - он требует этого. Есть большие разрывы между иллюстрациями, и я должен восполнить это. Тогда это будет полностью.

 


Угроза Алифанфарону
или Я один стою сотни
рисунок & эскизы


техника [technique]:
год, размер листа
[year, paper size]:

тушь, кисть [ink, brush]
подпись пером: ИБогдеско85
1985, 18,8х13,8 cm в паспарту

тушь, кисть [ink, brush]
1985, 39,3х29,9 cm

тушь, кисть [ink, brush]
1985, 39,3х29,9 cm

цена за три [price for three]: 500 EUR

 

 

ЭСКИЗЫ & КАЛЛИГРАФИЯ


размер листа [paper size]: 29,7х21,0 cm
цена за лист [price for each]:
100 EUR

 

 

В 2013 в год 90-летия Ильи Трофимовича Богдеско я начал макетирование каталога рисунков к Дон Кихоту, посвященного этому юбилею. Надеюсь в этом году его закончить и опубликовать. Пока можно взглянуть на отдельные развороты. АК



 

 

 avelev@mail.ru  +79119289913 

 

 

symbols of printmaking techniques / обозначения печатных техник

 

C1 – steel engraving / резцовая гравюра

C2 – cooper engraving / резцовая гравюра

C3 – etching / офорт

C4 – drypoint / сухая игла

C5 – aquatint / акватинта

C6 – soft-ground etching / мягкий лак

C7 – mezzotint / меццотинта

C8 – inkorel / инкорель
  

E – calligraphy / каллиграфия

L – lithography / литография

M – monotypie / монотипия

MT – mixed technique / смешанная техника

S1 – silk screen / шелкография

 

X1 – woodcut / обрезная гравюра

X2 – wood engraving / ксилография

X3 – katazome /

X4 – lead engraving /

X5 - zink engraving /

X6 - plastic engraving / 

 


графика: гравюры & рисунки > галерея > илья богдеско

выставки
галерея
коллекция
info